Технологический контроль чертежей

Но уже после первых часов испытания машины, когда детали ее подвергаются действию механических и вибрационных нагрузок, а также высоких температур, происходит деформация деталей. Увеличивается взаимное биение поверхностей, изменяются зазоры в узлах, увеличивается неуравновешенность вращающихся масс.

В результате этого уже после кратковременной приработки при испытании машины отдельные детали по своим размерам не соответствуют пределам допусков, заданных чертежами и техническими условиями.

Некоторые из приведенных изменений могут быть предотвращены путем технологической компенсации, в частности, термообработкой, имитирующей режимы эксплуатации двигателей. В других случаях следует искать средства для сохранения характеристик деталей в пределах допусков, заданных для новых деталей.

Иногда необходимо увеличивать поля допусков при изготовлении деталей, так как эти допуски не выдерживаются на работающем двигателе.

Таким образом, технологический контроль чертежей должен проводиться с целью обеспечения допусков и технических условий не только для новых деталей, но и для тех, которые прошли испытания на двигателе. На многих машиностроительных заводах, особенно на заводах энергетического машиностроения, наряду с основными чертежами и техническими условиями на машину, существуют и специальные технические условия, регламентирующие допускаемое изменение характеристик деталей и узлов в процессе испытаний машины.

Для проведения такого контроля чертежей и составления специальных технических условий необходимы опытные данные, которые можно накопить только в процессе испытания и эксплуатации машины.